Лечение ВНЧС

Височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС) –

один из самых используемых в организме человека.

Он много раз в день используется при разговоре, жевании, зевоте

Что такое ВНЧС?

Височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС) располагается перед ухом. Он состоит из костей нижней челюсти и височной кости. При этом его мышцы выполняют множество функций: речь, глотание, жевание и так далее. Помимо этого, они соединяют череп с нижней челюстью. Мышцы и сустав позволяют человеку открывать и закрывать рот. Также аппарат отвечает за движение нижней челюсти вправо, влево, вперед, вниз и вверх.

Дисфункция ВНЧС

Дисфункция ВНЧС – функциональная патология височно-нижнечелюстного сустава, обусловленная мышечными, окклюзионными и пространственными нарушениями. Согласно статистике, примерно 70% пациентов стоматологов имеют признаки дисфункции ВНЧС. Очень часто разрушение и потеря зубов могут являться причиной неправильной работы челюстного сустава, причиняя дискомфорт во время еды и вызывая боль в мышцах и/или в области челюстного сустава. Протезирование, имплантация и реставрация зубов без участия хорошего гнатолога могут привести к усугублению ситуации, росту болевых ощущений и конвертации заболевания ВНЧС в тяжелую патологию. Поэтому следует лечить причину заболевания ВНЧС, а не следствие.

%

пациентов стоматологов имеют признаки дисфункции ВНЧС

Причины дисфункции ВНЧС

Существует несколько основных теорий возникновения дисфункции ВНЧС, согласно которым:
N

причины дисфункции ВНЧС связаны с зубо-челюстными нарушениями, такими как: дефекты зубных рядов, патологическая истираемость зубов, травмы челюсти, неправильный прикус, некорректное протезирование, различные аномалии зубов и челюстей

N

причины дисфункции ВНЧС связаны с нарушениями со стороны челюстных мышц: тонический спазм, механическая перегрузка жевательных мышц и др., вызванные односторонним типом жевания, бруксизмом, профессиями, связанными с большой речевой нагрузкой, что в конечном итоге приводит к хронической микротравме элементов ВНЧС

N

причины дисфункции ВНЧС инициированы изменениями со стороны ЦНС, например, чрезмерное нервно-психическое или физическое напряжение, сопровождающимися нарушениями функции мускулатуры и кинематики сустава

Запись к гнатологу Максутову

Симптомы дисфункции ВНЧС

В каждом случае патологии обнаруживается свое сочетание признаков, но большинство из них универсальны:

^

скованность движений сустава, ограниченная их амплитуда, неспособность полноценно открыть рот

^

шум в ушах или заложенность, ухудшение слуха

^

щелкающие или хрустящие звуки, при любой активности челюсти, иногда они становятся слышимыми даже для окружающих

зубная боль

мигрень и головокружение

^

ноющая или пульсирующая боль в районе сустава, которую часто путают с болями в ушах

быстрая утомляемость вовлеченных мышц

^

дискомфорт в шейном или плечевом отделе

^

«заклинивание» сустава, когда при каждой попытке открыть рот человеку приходится найти удачное положение челюсти

^

внезапное нарушение смыкания зубных рядов, чего раньше не наблюдалось

Частыми спутниками дисфункции ВНЧС являются депрессия, бессонница, храп и прочие недомогания вроде бы не связанные с данной патологией.

Самые распространенные заболевания ВНЧС

• вывих сустава 20%
  • артрит 25%
  • артроз 10%
  • анкилоз 5%
  • мышечно-суставная дисфункция 35%

Лечение дисфункции ВНЧС

В нашей клинике врач-стоматолог-гнатолог проводит максимально точную диагностику и качественное комплексное лечение, направленное на правильную работу челюстного сустава, и занимается протезированием или реставрацией зубов с учётом строения суставов, челюстей, черепа и состояния мышц.

Методика обследования пациентов с дисфункцией ВНЧС включает изучение жалоб, анализ гипсовых моделей челюстей, ортопантомографию, рентгенографию и томографию ВНЧС, электромиографию и проч. Лечение дисфункции ВНЧС проводится с учетом причин и может заключаться в сошлифовывании суперконтактов зубов, правильном протезировании, коррекции прикуса, ношении капы или суставной шины, проведении хирургического лечения.

Мнение эксперта

Современная стоматология направлена на высокую точность, эстетику и функциональность всей зубочелюстной системы. Нейро-мышечная стоматология изучает функцию всей зубочелюстной системы, в которую входят зубы, пародонт, жевательные мышцы и височно-нижнечелюстные суставы (ВНЧС). Нарушение смыкания зубов (прикуса) приводит к нарушению функции жевания, глотания, дыхания и к дисфункции ВНЧС, что в свою очередь может привести к искривлению позвоночника, изменению осанки, ночному апноэ и тд. Поэтому чрезвычайно важно чтобы реставрации были не только красивыми, но и функциональными!

Максутов Алиби Айнадинович

Стоматолог-ортопед-хирург-имплантолог, специалист по нейромышечной стоматологии и гнатологии